Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение».
С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Однако современная психология позволяет рассматривать конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности.
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность меж¬групповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, не сплоченных и ценностно-разрозненных группах.
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, групп, отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т.д.

Длительность: программа тренинга разрешения конфликтов рассчитана на три дня восьмичасовой работы (с перерывами).
Основная цель тренинга — обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения.
Программа тренинга в основном базируется на идеях поведенческого коммуникативного тренинга, однако в нее входят и некоторые элементы работы с личностью участников групп, включающие в себя осознание индивидуальных качеств, мешающих разрешению противоречивых ситуаций и нарушающих внутриличностное равновесие. Наряду с традиционными для поведенческого тренинга методами работы дополнительно проводится работа с личностными проблемами участников групп, балинтовские сессии, тестирование. Основные подходы к разбору, анализу и интерпретации возникающих ситуаций, дискуссий и ролевых игр лежат в плоскости анализа, принятого в классических социально-психологических тренингах. Ключевая роль ведущего в поведенческих тренингах — помочь участникам группы в переводе импульсивного поведения, весьма характерного для конфликтных ситуаций, на уровень объективированного, осмысленного и конструктивного.

В процессе тренинга в группе происходит
• Определение содержания понятия «конфликт», его типов и видов, построение различных классификаций конфликтов, осознание не только негативных следствий конфликта, но, также, и его позитивных, развивающих составляющих.
• Создание базы для формирования позитивного взгляда на жизненные ситуации, конфликтное содержание которых является основой для личностного развития.
• Обращение к техникам установления контакта, активного слушания и аргументации, что позволяет всем участникам в полной мере понимать точку зрения коллег.
• Рассмотрение субъективных составляющих конфликта.
• Показывается разрешение конфликтных ситуаций возможно лишь при избегании чисто оценочных суждений, замены их описаниями собственных эмоциональных суждений.
• Анализируются черты личности, являющиеся субъективными предпосылками конфликта, обсуждаются способы понимания таких людей и умения найти с ними общий язык при помощи установления контакта и вербализации чувств.
• Обсуждается тема контроля эмоционального состояния в конфликтной ситуации и приемов саморегуляции.
• Проводится индивидуальная психодиагностика, касающаяся, например, преимущественных способов решения конфликтных ситуаций, обсуждаются преимущества и недостатки каждого из способов реагирования.
• Рассматриваются межгрупповые конфликты, их специфика и профилактика, а также посредничества в конфликтных ситуациях.
• Рассматриваются реальные случаи из повседневной или профессиональной практики, связанные с конфликтным взаимодействием, которые представляются самими участниками или являются достаточно типичными для данной ситуации.
• Рассматриваются конструктивные и неконструктивные способы решения конфликтов.
Особый контекст применения программы тренинга разрешения конфликтов полностью зависит от целевой аудитории и задач, поставленных перед ведущим группы, а репертуар игр и ситуаций, анализируемых в тренинге, легко может быть изменен без коррекции его общей концепции.