«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем».

Приглашаем 25 февраля с 10.00 до 13.00 на блинные Посиделки 

«УРА! МАСЛЕНИЦА!»

1. Делаем куклу Масленицы.

2. Хвастаемся блинами.

3. Пьем чай и мечтаем о весне.

С собой можно взять блины, лоскуты, любимую кружку и хорошую подружку.

Наши славянские предки отмечали праздник Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников который помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны, имел и характер почитания местного славянского Медвежьего бога. Ему приносили жертвы первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес ( медведь в древнеславянской мифологии имел имя великого Медового зверя Кома — отсюда и Комоедица).
Празднование проходило на капище. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делилось на пять частей, пятую часть отдавали предкам, помещая возле священного огня.
Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены (богиня смерти, зимы и т.п. жути), «одевши хари, дабы не узнали злые духи» водили хоровод, славили богов и предков. 
Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту.
Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»
После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались.
После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником церковь сдалась и он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста. Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием — днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной — что разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов, в которой именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.
В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий пост перед Пасхой). Постепенно народная Масленица все более превращалась в веселый многодневный «обжорный» и разгульный светский праздник, утратив древний сакральный смысл торжественной встречи преобладания дня над ночью и освящения единения каждого члена рода со своими великими предками, со своими родичами и со всем славянским родом-племенем. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Блины вообще являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. 
Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». 
Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми.
Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу. Кстати, первый блин вовсе не комом, он Кому — т.е. медведю, предкам.
На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Но на Масленицу развлекались не только карнавалами и поеданием блинов. Устраивали в эти дни и кулачные бои, и катания с ледяных горок, и катания на качелях, санные катания, взятие снежной крепости. Значительная часть обычаев на Масленице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.   Чучело Масленицы изначально было чучелом Мары — богини зимы, холода и смерти. Его и сжигали для того, чтобы зима окончательно «ушла». Уничтожив символ зимы, люди ждали воскрешения его силы весной в ростках новой жизни. У костра кричали:

«Прощай, Маслена!»,
«Куды дым, туды блин, туды Масленка!»

Кроме того, в Тульской, Московской, Калужской, Владимирской губерниях существовал обычай изготавливать маленькую домашнюю куклу Масленицу. Масленица Домашняя — это образ обереговой куклы, хранящейся в доме до следующего праздника. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома, символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Во время свадьбы этой куклой встречали молодых. Куклу выставляли на окно в тот день Масленицы, когда молодые приходили к тёще на блины. Когда в семью приходила беда, масленицу снимали и обернув три раза по часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро».

Стоимость участия 500 руб.

Записаться сейчас